Далматовские дали

Главная » 2010 » Октябрь » 25 » БОЛОТНЫЕ ДАЙВЕРЫ
18:29
БОЛОТНЫЕ ДАЙВЕРЫ
И.Истомин

БОЛОТНЫЕ ДАЙВЕРЫ

Из серии «Далматовские дали»

Начало шестидесятых, как известно, не принесло народу богатой и сытой жизни. После Великой Отечественной войны прошло уже более десятка лет, а жить стало не легче и не лучше. Нефтедоллары еще не были освоены, на прилавках было только то, что помогало людям жить не впроголодь.
Но все же хрущевская «оттепель», растущее число телевизоров и радиоприемников доносили и до нас ароматы яркой жизни. Каждый видел свое,  а мы, школяры, находясь в вечном поиске нового и необычного, выискивали то, что способствовало бы расширению и обогащению нашего кругозора.
И, наконец, это случилось.
- Прекрашшай скрыпеть, чертяка! Уже зубья зудятся от твоейного скрыпа!
Бабушка, размахивая своим проверенным оружием, мокрым полотенцем, кричит мне в раскрытое окно, указывая на мой «станок», а мне всего-то осталось обточить только одну сторону стекла – как же я могу остановиться?
- Убирай свою скрыпелку, не то выду, да как шваркну… Голова уже трешшыт...
Доска с зажатой в двух местах толстой проволокой, согнутой как заводилка у машины, вся искрится от стеклянной пыли. Толстое стекло, которое я сую под вращающуюся проволоку, крошится и издает такой противный и резкий звук, от которого, на самом деле, и зубы болят и в голове гудит. Бросить никак нельзя, потому что маска почти готова, надо срочно ее доклеивать и бежать на реку, ребята уже, поди, давно собрались и готовятся нырять.
Наконец, стекло обточено. Быстро вставляю его в вырезанный лезвием бритвы желобок маски, залепляю пластилином, хватаю трубку, ласты...
      - Ба-а, а где мой старый свитер, помнишь, тот, коричневый? Ну, ты к нему еще заплатки на локти пришивала. Где он?
- На што он тебе летом-те? Жара вона – мухи дохнут. 
      Бабка уставила руки в боки, подозрительно уставила на меня глаза, и по ним видно, что свитер она мне ни за что не даст. Ясно дело – если летом просят свитер, значит, не на доброе дело. Тем более, это как-то связано с тем диким «скрыпом», что совсем уже озлобил всю округу.
      - Можа тебе ишшо пимы надобны с калошами? Ухламаздашь одёжу-те… Не дам!
      Ладно, как бабка отвлечется, я сам найду. На улице хоть и жарко, но по болотам нырять холодно.
      В свитере-то теплее. Натянешь, нырнешь, вода его напитает, от тела согреется, и  плавай, сколько хочешь. Пробовал я нырять без свитера – че там, через полчаса уже зубы стучат, а парни в свитерах до часу в воде бразгаются.
...Увлечение нырянием с маской и трубкой захлестнуло ребятню как-то сразу, без раскачки. Еще вчера мы и знать не знали, что такое подводная маска, а сегодня чуть ли не во всех дворах скрипели обтачиваемые проволокой стекла, срочно изыскивалась жесткая резина для маски – чаще всего из всех видов ковриков, набивались песком и гнулись на прави’лах обрезки лыжных палок, лобзиком изводились на ласты дефицитные фанерные листы и прибивались к сандалям.
      Про подводное ружье мы, конечно, слышали, но в те годы полнейшего дефицита не найти было ни резины, ни нужных по размеру алюминиевых трубок, не говоря уже о легком и крепком гарпуне. В ход шли обыкновенные столовые вилки. Подкрался к рыбешке – а в воде они почему-то человека не боятся – хоп! и рыбка на кукане!
      Итак, почти все готово: маска из черной негнущейся резины с овальным стеклом и резинкой от спортивных штанов; трубка из лыжной палки,  или, еще проще, бамбуковой, проковырянной проволокой и с резиновой трубкой на конце; фанерные ласты, а то и просто старые отцовские сандали, шерстяной свитер - «гидрокостюм»; вилка на шнурке -  полный комплект подводного спортсмена-охотника.
      В реке рыбачить трудно – вода мутная да и рыбы мало. А вот в озерках за рекой – само то: вода хоть такая же холодная, но чистая, и рыбы в камышах побольше.
Полностью экипированная компания с восторженными криками и возгласами перебегает мост и углубляется в заросли болотной травы. 
      - Айда на Кривое болото! Там знашь, скока рыбы! 
      Озерко небольшое, оно пока еще не полностью заросло, потому для ныряния - в  самый раз. Начинаются примерка и подгонка снаряжения.
      - Глянь, а у Петьки маска с простым стеклом! Ты че, не знашь? На глубине вода так давит, что стекло может лопнуть! Толстое надо. Я возле магазина нашел, глянь, какое, хоть до дна ныряй!
      - Ха-ха, а у Саньки свитер цветной и ниже колен! Ты его у сестры, что ли, свистнул? Ну, умора!
      - А вилка у Сереги люминевая! Ты хоть бы подточил ее, такой даже лягушку не наколешь!
Пока натягиваем амуницию, хохочем над каждой мелочью.
      Наконец, все готово. Одеты – кто во что горазд, все похожи на инопланетян, в черных уродливых масках с торчащими из-под резинок всякого вида трубками, в свитерах, подвязанных разноцветными поясками, в трусах до колен и в ластах.
      Кто бы увидел – со смеху б помер!
      - Надо плюнуть на стекло и растереть, тогда оно не запотеет.
      Юрка, самый авторитетный из нас, уже поплевал, смыл, и готов нырять. Санька хотел его опередить, но зацепился ластой за кочку и шмякнулся прямо в грязь. Под общий хохот неудачник, путаясь в длинном свитере, кое-как вылез из болотной жижи, но обнаружилось, что одна из ласт оторвалась от сандаля и придется грести одной ногой. 
      - Во-от, всю воду замутил, теперь придется к тому берегу плыть. Задом надо к воде идти, так легче.
      Повернувшись к болоту задом, мы вползаем в воду, плюхаемся на спину и начинаем молотить ногами. Не все получается сразу: у кого-то маска пропускает  воду, у кого-то трубка изо рта выскакивает, у кого-то ласты отпадывают - но постепенно начинает что-то получаться. Вот уже появилась первая рыбка на вилке, Юрка уже уверенно ныряет на глубину, Санька в одной ласте приноровился сжиматься в клубок, переворачиваться и скрываться под водой, а я высмотрел в воде толстую жабу и гнал ее чуть ли не через все болото к другому берегу.
      На отдыхе мы с упоением, перекрикивая друг друга, рассказываем о своих впечатлениях, сравниваем маски, ласты, предлагаем друзьям, у кого что-то не ладится, свое снаряжение. Наколотой рыбы, конечно, очень мало, но главное не это, главное то, что мы увидели новый мир, узнали другую жизнь, мы испытали новые, ни с чем не сравнимые ощущения.
      Домой мы бежим, пытаясь согреться после многочасового купания в болотах. Свитера, конечно, спасли нас от сильного холода, но постепенно и в них мы промерзли так, что зуб на зуб не попадает. Сейчас они, наши «гидрачи», такие тяжеленные, хоть бросай, да и дома, если бабка обнаружит пропажу, не сдобровать. А ведь надо свитер еще незаметно высушить, чтобы родители не заметили.
      На следующий день мы снова собираемся вместе, чтобы продолжить подводную охоту.
      - Гля, у Саньки свитера нет и фингал под глазом! От сестрицы твоей любимой досталось?
      - А я из-за изрезанной фанеры вчера до самой ночи гвозди из старого забора выдергивал и выпрямлял. Все пальцы отбил.
      - А у меня…
      Пострадали почти все. Мне тоже за расколотое стекло, что было реквизировано с батькиного стола, досталось. Тоже пришлось до ночи старую картошку в подполе перебирать.
      Но ничего – я вчера в болоте за мыском много рыбешек видел, может быть сегодня еще и на уху наловим. Желобок у маски промазан резиновым клеем, не должна протекать. Рано утром вырезал приклад для арбалета, завтра, может быть, с подводным ружьем приду. Бабка нашла мою амуницию, поворчала маленько, но трогать и ругать не стала. И то хорошо.
      «Подводная аппаратура» отремонтирована, усовершенствована, опять будем нырять в темную подводную глубину, и там, под водой, будет казаться, что мы – покорители огромного океана, открыватели неизведанных глубин, где за каждым поворотом нас ждут новые захватывающие открытия.
      ...Спустя несколько лет, увидев в магазине настоящие маску и ласты, я  был сильно удивлен, до чего же они похожи на мои самодельные. Конечно, резина, из которой они были сделаны – это не моя резина из автомобильного коврика, но вид-то у них почти тот же самый! 
      Я уже и деньги стал копить, чтобы купить хотя бы маску, но неожиданно в сарае нашел свою самодельную, вспомнил, как мы с диким азартом обживали все новые и новые заречные болота, и мне… расхотелось идти в магазин. Ну, что я, один, что ли буду нырять? Да и куда – в эти грязные вонючие лужи, что нам раньше казались морями и океанами? 
      Ладно, подумал я, обойдусь. Мода на болотный дайвинг прошла, тем более, соседу Кольке моторчик  к велосипеду купили, он меня на рыбалку на Девичьи пески зовет. Надо где-то бензина достать, так что не до ныряний. 
      ...Время детских увлечений ушло безвозвратно, наступило время уже других, более взрослых интересов, но нет-нет да и всплывут откуда-то из сердца те давние ощущения и подумается – а ведь эти детские воспоминания обладают огромной силой, они ведут нас по жизни и не дают скукситься в минуты грусти и серых беспросветных буден!
      

Категория: ПРОЗА | Просмотров: 545 | Добавил: Степаныч | Теги: исеть, Истомин, Далматово | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Мини-чат

Для добавления необходима авторизация